Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 

 "ИНЖЕНЕРНЫЙ ЛИЦЕЙ"

г. Саратова 

 

 

 

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
 

Социально-психологическое тестирование

 

 

 

СПТ (социально-психологическое тестирование) для 7-11 классов

 

Много вопросов и сопротивления вокруг социально-психологического тестирования, которое ежегодно проводится в школах, колледжах, вузах. Это по большей части связанно с тем, что его называют наркотестированием. Так ли это и о чем на самом деле этот вид тестирования - давайте разберёмся вместе.

 

Проблема профилактики и раннего выявления зависимых форм поведения у школьников, молодежи заинтересованы как семья, так и социум. Какие бывают формы зависимого поведения:
- химическая (алкоголизм, наркомания, токсикомания);
- биохимическая (анорексия, булимия);
- нехимическая (интернет зависимость, зависимость от человека, страсть к азартным играм, клептомания).

 

Считается, что действенным механизмом ранней профилактики немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ среди молодёжи является ежегодное социально-психологическое тестирование. Оно проводится анонимно, в онлайн-формате, при наличии информационного согласия обучающихся (с 14 лет) и их родителей/законных представителей (до 14 лет, далее по необходимости).
Методика анкетирования разработана в 2020 году специалистами ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей» и предназначена для выявления скрытой и явной рискогенности социально-психологических условий. Важно отметить, что анкетирование может зафиксировать только вероятность вовлечения обучающихся в зависимое поведение и не может служит для постановки диагнозов о наркотической или иной зависимостях. По итогам тестирования обучающиеся могут сразу увидеть сформулированный результат. Например:

 

Тестирование завершено

                    Вы успешно прошли социально-психологический тест.

                    Ваша психологическая устойчивость будет выше, если проявлять терпение и

                    сдержанность.

 

                    Трудные жизненные ситуации и стрессы приводят Вас к значительным

                    эмоциональным затратам. Это может вызвать пессимистическое восприятие

                    окружающего мира. Старайтесь акцентироваться на позитивных эмоциях.

                    Некоторые жизненные ситуации кажутся Вам неразрешимыми. Не все

                    обстоятельства мы можем изменить. Вам нужно научиться приспосабливаться к

                    ним.

 

                    Иногда кажется, что близкие люди Вас не понимают. Переживания часто

                    приводят к необдуманным поступкам, о которых люди потом жалеют. Любые

                    способы временно облегчить свои переживания не решают саму проблему.

                    Взгляните на Ваши взаимоотношения с близкими людьми с другой стороны и Вы

                    найдете решение.

 

                    Вы заботитесь о том, что думают о Вас сверстники. Желание им понравиться

                    может привести к потере индивидуальности. Будьте самим собой, ведь каждый

                    человек неповторим. Не бойтесь отстаивать свою точку зрения. Избегайте

                    сомнительных предложений, которые могут нанести вред Вашему здоровью.

 

Основной особенностью СПТ является то, что оно направлено на определение вероятности вовлечения обучающихся в дезадаптивные формы поведения на основе соотношения факторов риска и факторов защиты.  Под факторами риска понимаются социально-психологические условия, повышающие угрозу возникновения дезадаптивных форм поведения. К ним относятся:

- потребность в одобрении;

- подверженность влиянию группы (подчинение чужому влиянию);

- принятие аддиктивных установок социума (оправдание своих социально неодобряемых поступков);

- наркопотребление в социальном окружении;

- склонность к риску;

- импульсивность (склонность действовать по первому побуждению);

- тревожность;

- фрустрация (расстройство, разрушение планов).

 

Важно помнить, что наличие какого-либо из вышеперечисленных факторов не указывает на предрасположенность к деструктивному поведению. Но сочетание индивидуальных психологических особенностей и травмирующей ситуации или действий могут повлиять на формирование стратегии поведении.

 

Под факторами защиты понимаются факторы, определяющие степень социально-психологической устойчивости к риску:

- принятие родителями;

- принятие одноклассниками;

- социальная активность (стремление к новым формам деятельности);

- самоконтроль поведения (управление своими поступками);

- самоэффективность (уверенность в своих силах достигать поставленные цели).

 

В соответствии с вышеизложенным приходит понимание, что данное тестирование в учебных заведениях необходимо. В основном, для того, чтобы была возможность разработать профилактические меры, которые помогут и обучающимся вовремя остановиться, заметить, выбрать для себя более конструктивные виды деятельности, выйти из деструктивного окружения. Что повышает безопасность и комфорт обучения.

 

Дата последнего обновления страницы 18.11.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения